Дальневосточное опытно-технологическое бюро «Дальтехрыбпром» 1972-1980 гг.

В 1972 г. вышел приказ министра Рыбного хозяйства СССР А. А. Ишкова о создании Дальневосточного опытного конструкторского бюро «Дальтехрыбпром». Согласно этому приказу объединялись в единое предприятие Владивостокский эспериментально-механический завод «Приморрыбпрома» и конструкторские подразделения ЦПКТБ.

Организация Дальтехрыбпрома предусматривала комплексное развитие машиностроительной базы рыбной промышленности на Дальнем Востоке, повышение уровня механизации тяжёлых и трудоёмких процессов на флоте и береговых предприятиях, сокращение сроков создания и внедрения новых машин и механизмов по обработке рыбы и морепродуктов, а также создание, совершенствование и внедрение новой техники для промышленного рыболовства.

На Дальтехрыбпром возлагались функции головной организации по разработке, созданию и внедрению нового оборудования для обработки рыбы и морепродуктов, технологических комплексов и комплексных линий для переоборудования береговых и плавучих рыбообрабатывающих предприятий и оснащения новостроек, а также разработка и изготовление запасных частей к технологическому оборудованию, конструирование новых приборов и орудий лова.

Руководителями Дальтехрыбпрома были: начальник — Е. А. Зотов, главный инженер — Г. Е. Чистяков, заместитель по конструкторской работе — Ю. Ф. Паленко.

Руководителями производства (завода) — К. П. Зрелкин и П. В. Орлов.

По своей структуре Дальтехрыбпром состоял из следующих подразделений:
— управление Дальтехрыбпрома;
— конструкторские подразделения по механизации рыбообработки;
— конструкторские отделы промышленного рыболовства;
— опытно-машиностроительный завод;
— вспомогательные службы.

Конструкторский отдел возглавляли начальник отдела и главный конструктор проекта.

В состав главных конструкторов проекта вошли наиболее квалифицированные специалисты: В. И. Белый, Э. Ф. Попов, В. И. Мейта, Е. И. Капелюш, В. И. Кривченко, В. Я. Иовенко, К. Н. Зуев, В. В. Лебедь, Ю. А. Мякишев, В. И. Константинов, И. Я. Залуговский, С. Е. Губарь, Б. Г. Рудник, А. И. Тикунов.

Управление Дальтехрыбпрома разместилось в пристройке к механическому цеху, а конструкторские отделы — во вновь построенном инженерном корпусе, отделы Промрыболовства — в Рыбном порту.

Производственной базой Дальтехрыбпрома стал экспериментально-механический завод. Завод с этого времени стал именоваться Владивостокский опытный машиностроительный завод Дальтехрыбпрома.

Вскоре после реорганизации ушёл на пенсию директор завода К. Н. Зрелкин. Временно руководство завода осуществляет главный инженер Г. Е. Чистяков, а с 1973 года директором назначается П. В. Орлов, Н. Е. Иванцов назначается главным инженером завода, Г. В. Сидоренко — начальником ОТиЗ. И уже через год начальник Дальтехрыбпрома Е. А. Зотов назначается начальником ТУРНИФ (Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота). Новым начальником Дальтехрыбпрома становится Г. Е. Чистяков, а на его место переводится А. П. Житников, начальником отдела производства назначается В. И. Гулий, его заместителем был назначен И. К. Ломовцев, плодотворно проработавший на этой должности много лет.

Необходимо отметить, что ушедший на пенсию К. П. Зрелкин проработал в должности директора завода 19 лет. При нём значительно увеличился производственный потенциал завода, под его руководством осуществилось перебазирование завода на м. Чуркин, и завод фактически отстроен заново, причём, в основном хозяйственным способом. Директор завода К. П. Зрелкин сумел воспитать целую плеяду высококвалифицированных специалистов и руководителей. Его труд был отмечен несколькими правительственными наградами.

В это время 25-летие работы на заводе отметили фрезеровщик высшего разряда цеха запасных частей Н. А. Яровой и слесарь-изобретатель рационализатор цеха опытных образцов машин В. А. Лебедев.

С созданием Дальтехрыбпрома значительно возрос объём опытно-конструкторских работ, которые нужно было воплощать в машины и механизированные линии, возросли объёмы внедряемой новой техники. Кроме того, решением городских директивных органов, предприятию планировались объёмы по выпуску товаров народного потребления. В этих условиях возник большой дефицит производственных площадей.

Исходя из задач, поставленных перед Дальтехрыбпромом Минрыбхозом СССР, было принято решение «О проведении реконструкции Владивостокского опытного машиностроительного завода». Мощность завода планировалось удвоить. Проектом реконструкции предусматривалось строительство новых производственных корпусов, инженерно-бытового корпуса, строительство новых инженерных сетей, обеспечивающих работу всего завода, а также приведение в соответствие с нормами и правилами существующих производств. В 1973 году была разработана проектно-сметная документация, и только в 1974 году решился вопрос финансирования строительства. В 1975 году Дальтехрыбпром приступил к реконструкции опытного машиностроительного завода.

В 1973 году было отмечено 30-летие работы на заводе бригадира слесарей В. Я. Мартынова, токаря М. И. Гордиенко, слесаря-штамповщика К. И. Давыдкина, двадцать пять лет отработал фронтовик, начальник литейного цеха А. К. Стогний, начавший свой трудовой стаж с простого рабочего, активного рационализатора и многие годы возглавлявший профсоюзную организацию завода. 40 лет проработал в рыбной промышленности главный инженер проекта Дальтехрыбпрома «Заслуженный изобретатель РСФСР» С. Е. Губарь.

Образование Дальтехрыбпрома практически совпало по времени с решением назревшей, актуальной проблемы — использование минтая на пищевые цели.

До 70-х годов минтай составлял до 40% в объёмах добычи рыбы Дальневосточного бассейна, на пищевые цели использовался очень ограничено. Только в начале 70-х годов начались широкомасштабные эксперименты по созданию ассортимента пищевой продукции из этого объекта промысла.

Одним из первых направлений использования минтая в этих целях было намечено освоение производства пищевого «особого» рыбного фарша, аналогичного «сурими», выпускаемого в Японии. Монтаж одной такой линии по производству фарша был осуществлён на плавбазе «Северодонецк», что позволило отработать в промышленных условиях технологию его изготовления и в последующем оснастить рыбомучные плавбазы проекта 413 линиями по выпуску такой продукции.

Предложенный конструкторами Дальтехрыбпрома вариант размещения линии и его реализация на плавбазе «Северодонецк» позволил доказать ненужность оборудования «созревателей сельди», которое было демонтировано на всех плавбазах типа «Спасск» и В-69, и тем самым были высвобождены значительные производственные площади для увеличения объёмов выпуска пищевой продукции из минтая.

Наряду с производством пищевого рыбного фарша из минтая, была разработана комплексная линия по выпуску консервов «Пельмени рыбные» с расфасовкой в банку № 6. Линия была смонтирована на рыбокомбинате им. Исаенко посёлок Зарубино. Подобные линии позднее были смонтированы на плавзаводах «Александр Обухов» и «Павел Чеботнягин». Разработка проекта была выполнена Дальтехрыбпромом, который изготавливал и поставлял оборудование этих линий.

Решающим этапом в использовании минтая на пищевые цели явилось создание и внедрение в 1974 году техники для разделки минтая на спинку (балычок) и организация на этой основе мороженой продукции и консервов.

Для разделки минтая на спинку специалистами Дальтехрыбпрома в творческом содружестве с Находкинской базой активного морского рыболовства, а также с экипажем плавбазы «Шалва Надибаидзе» ВБТРФ и с Сахалинрыбпромом было создано и освоено серийное производство специальных устройств, вначале Н3-ИРРБ, а в последующем более совершенных Н3-ИРР1Б и Н3-ИРР2Б.

Практически на всех плавучих рыбообрабатывающих предприятиях были организованы участки для разделки минтая на балычок, и это позволило полностью использовать морозильные мощности судов на выпуске мороженой спинки и освоить производство консервов из спинки минтая на плавзаводах.

Дальтехрыбпромом было изготовлено свыше 2 500 машин для разделки минтая на спинку. Годовая программа завода выпуска этих машинок доходила до 500 единиц.

За разработку, массовое внедрение в производство устройств разделки минтая на спинку главному конструктору В. И. Белому было присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». Со времени окончания в 1958 году Дальрыбвтуза конструктор и изобретатель В. И. Белый плодотворно трудился над созданием, усовершенствованием и внедрением новых машин и механизмов по обработке рыбы, почти ежегодно выезжая на путины, чтобы в производственных условиях производить испытание, сконструированных им и его сотрудниками, машин.

Экономический эффект от внедрения его разработок только по механизации труда на обработке минтая за 1975-1984 гг. составил свыше 15,0 млн. рублей.

В 1978 году принята в промышленную эксплуатацию машина для сортировки минтая производительностью 30 т/час., авторы разработки — В. И. Белый, В. В. Клягин и др.

Начиная с 1975 года ВПО (всесоюзное промышленное объединение) «Дальрыба» приступило к освоению нового объекта промысла — антарктического криля и перед учёными Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО), конструкторами и рабочими Дальтехрыбпрома была поставлена задача создания оборудования для очистки криля от панциря, выпуска мороженого мяса и консервов из мяса криля.

В составе экспедиции работало 6-7 крупнотоннажных добывающих судов. В результате плодотворно проведённых исследовательских и экспериментальных работ, в сотрудничестве с учёными ТИНРО была отработана технология и создана техника для выпуска варёно-мороженого мяса криля.

Производительность комплекта оборудования для судов типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) составляла 500 кг/час по мясу при обслуживающем персонале 7 чел./смену.

В состав комплекта входило оборудование: дозатор криля-сырца, варильник, блок шелушильных устройств (5 шт.), сепаратор и гидроциклон для отделения мяса от панциря, конвейер инспекционный, центрифуга и другое.

Эта разработка защищена несколькими авторскими свидетельствами, экспонировалась на ВДНХ и отмечена 5-ю медалями. Большой вклад в дело создания технологии и техники для обработки криля внесли наши конструкторы и инженеры: Ю. Ф. Паленко, В. В. Лебедь, В. И. Мейта, А. П. Ярочкин, Ю. В. Костродымов, Л. М. Попов, Э. М. Шанина, В. И. Дымов, И. Л. Шабалин.

На базе этой разработки впоследствии была создана механизированная линия производства консервов из мяса криля в банке № 1 на БМРТ проекта 394, производительностью 40 бан./мин при обслуживающем персонале 12 человек.

В середине 1974 года Г. Е. Чистяков вводит в штат ещё одного заместителя по научной работе — В. И. Семененко.

Дальтехрыбпромом в 1974 году изготовлены новые машины для обжарки и посола кальмара, машины для вкусового посола мелкой рыбы, механизированная линия для разделки лососёвых голов на консервы «Рагу», механизированная линия по производству бланшированных консервов на тунцеловной базе «Ленинский Луч».

С 1975 года для производства товаров народного потребления приобретён термопластавтомат на 63 куб.см, позволивший значительно расширить номенклатуру производимых деталей из пластмасс.

В 1975 году отметили 25-летие работы на заводе начальника производственного отдела И. Т. Сазонова — опытного и талантливого организатора производства, слесаря механического цеха В. С. Петровского, токаря экспериментального цеха М. А. Антоненко, бригадира слесарей участка запчастей Л. И. Папанова.

Приступил к управлению цехом опытно-промышленных партий Геннадий Фёдорович Ивантеев.

Дальтехрыбпром продолжал оснащать рыбообрабатывающие суда механизированными линиями, в том числе: механизированный участок производства консервов из минтая в томатно-масляной заливке на плавзаводе проекта 398, механизированная линия обработки икры лососёвых и тресковых рыб, механизированный участок по отделению внутренностей от ястыков икры и печени.

В Дальтехрыбпроме в целях повышения качества технических разработок, качества технической документации и общей технической грамотности конструкторов, ИТР и рабочих завода регулярно проводилась техническая учёба, практиковались выезды и посещения современных предприятий машиностроения, плавзаводов и рыбокомбинатов.

На 1 января 1975 года в Дальтехрыбпроме работало: ИТР — 421 чел., рабочих — 379 чел., служащих — 68 человек.

В Дальтехрыбпроме было создано и активно работало Научно-техническое общество (НТО). На заседаниях рассматривались проекты новых линий и машин по механизации и автоматизации добычи, обработки рыбы и морепродуктов.

Завод в этот период работал в основном по технической документации, разработанной конструкторами Дальтехрыбпрома.

Дальтехрыбпром в 1975 году принял участие в выставке «Инрыбпром-75». На выставку были направлены две машины — ИКРР и ИРКЛ-3, конструкции И. Я. Залуговского. Машина ИКРР предназначалась для разделки плечевого сустава ходильных ног краба, ИРКЛ-3 — для разделки клешненосных ножек краба. Обе машины были удостоены Дипломов первой степени.

25 сентября 1979 года трест Приморспецрыбстрой завершил строительство блока цехов и инженерного корпуса Дальтехрыбпрома.

В новом блоке цеха опытно-промышленных партий собственными силами были смонтированы и введены в эксплуатацию новые станки и грузоподъёмные механизмы. Главному инженеру Дальтехрыбпрома А. П. Житникову и директору завода П. В. Орлову за четыре года строительства пришлось упорно поработать по укомплектованию строящегося объекта современной техникой и предприятие получило оборудованные современными станками цехи, конструкторы — светлые современные конструкторские помещения площадью более 6 тыс. кв. м. Надо отметить, что коллектив предприятия в строительстве принимал участие все четыре года.

Высвободившееся технологическое оборудование после завершения строительства было использовано для укомплектования учебно-производственного класса при прохождении производственной практики учащимися 9-10 классов школ Первомайского района.


Машина для разделки рыбы


Устройство для разделки голов рыб лососёвых пород


Машина для разделки кальмара


За копии патентов благодарим «Базу патентов СССР»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.