В целях обеспечения предприятий рыбной промышленности новым, более совершенным технологическим оборудованием с 1 июля 1961 г. на базе судоремонтно-механического завода Приморрыбпрома был организован экспериментально-механический завод Приморрыбпрома. Из состава бывшего завода выбыли цехи судоремонтного профиля, которые были организованы в самостоятельный судоремонтный завод «Востокрыбхолодфлота».
Главной задачей завода вновь стал выпуск совершенного технологического оборудования, новых средств механизации для рыбной промышленности. Это потребовало от коллектива завода очередной перестройки структуры и стиля работы, с чем завод успешно справился. Потребовалось строительство новых, реконструкция существующих цехов и расширение территории.
В 1961-1970 гг. коллектив завода провёл большую работу по строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений на новой территории завода. Был достроен литейный цех, построен термический и модельный участки. Это позволило перебазировать в начале второго полугодия 1961 г. с ул. Пограничной на м. Чуркин литейный цех, термический и кузнечный участки, а с ул. Батарейной — участок по изготовлению топливной аппаратуры. Оставался неперебазированным с ул. Верхне-Портовой только экспериментальный цех.
В 1961 г. в кратчайший срок был освоен выпуск агрегатов для приготовления фарша минтая. К сайровой путине 1961 г. заводом изготовлено и смонтировано на месте нестандартное оборудование для второго рыбоконсервного завода на о. Шикотан, произведено переоборудование 15 рыбацких судов для ловли сайры при помощи электросвета, налажен выпуск станков (улучшенной конструкции) по извлечению икры и печени из минтая. Изготовлена большая часть нестандартного технологического оборудования для рыбокомбината им. Исаенко (Зарубинская база флота) и так далее.
Цех запасных частей значительно расширен за счёт бывшего дизельного цеха, пристроен гальванический участок цеха. Эти мероприятия, наряду с постройкой нового термического участка, дали возможность увеличить выпуск запасных частей к технологическому оборудованию. Освоено изготовление запасных частей к ДВС, которые завод в прошлом не выпускал, такие, например, как втулки клапанов к двигателям «Б. Вольф» — 300 л. с., плунжерные пары и крышки цилиндров к двигателям 2ЧСП и другие детали. Обучена и приступила к работе бригада по ремонту закаточных машин УП3А и ЧП3А.
КБ завода разработало и завод освоил производство грузоподъёмных кранов марки КП-2 для рыбокомбинатов.
«Гвоздём» производственной программы завода были экспериментальные работы. Наиболее важные разработки — это доводка машины для разделки и порционирования сайры. На машине была переделана станина и ряд узлов. После проведения испытаний в производственных условиях на рыбокомбинате о. Шикотан машина была принята и решено было изготовить 10 усовершенствованных машин.
В июне 1961 г. завод приступил к изготовлению машин для вкусового посола сайры, которые успешно эксплуатировались на береговых предприятиях и судах долгие годы.
Экспериментальным цехом изготовлен опытный образец машины по срыву панциря краба конструкции Э. Ф. Попова, изготовлен и сдан в серийное производство головной образец машины для разделки минтая «Лебедева-Старжинских», изготовлено приспособление для добычи морской капусты.
В конце 1961 г. главный инженер А. Ф. Горовчук переводится в Приморрыбпром на должность главного инженера (позднее был назначен начальником Приморрыбпрома). Главным инженером завода становится Б. Ф. Старжинский — начальник экспериментального цеха, Г. Е. Чистяков назначается начальником механического цеха — основного цеха завода.
Экспериментально-механический завод продолжает производственное строительство. За небольшой отрезок времени введены в строй два производственных здания, что позволило в 1963 г. перебазировать с ул. Верхне-Портовая во вновь построенный на территории корпус № 8 экспериментальный цех завода.
В 1962 г. ОКБ завода было передано Дальгипрорыбпрому и объединено с конструкторским отделом этого института, который возглавляли Федор Вэрнович Сакнэ и Борис Григорьевич Рудник. Конструкторский отдел института работал в тесном контакте с заводскими специалистами. Благодаря такому творческому союзу, росли технические достижения на заводе. Отдел размещался на территории завода и практически его можно было считать производственным подразделением завода.
Главным направлением производства завода в 1962-1963 гг. было изготовление рыбообрабатывающего оборудования по разделке сайры и минтая.
Сайровые станки РПДС, минтаевые станки РПДМ регулярно пополняли рыбозаводы и плавзаводы Приморья. Активными участниками внедрения новых рыбообрабатывающих машин были: от Дальгипрорыбпрома — Ф. В. Сакнэ, В. Г. Рудник, В. И. Белый, от завода — Б. Ф. Старжинский, В. М. Денисов, Ю. В. Моравский, Г. Е. Чистяков, инженеры-конструкторы П. В. Орлов, А. В. Сабинин, А. И. Мытников, В. М. Борисенко.
1964 год ознаменовался значительным изменением руководящего состава.
В мае начальник механосборочного цеха Г. Е. Чистяков был откомандирован на рыбокомбинат о. Попова главным инженером, главный инженер Б. Ф. Старжинский откомандировывается в Японию для участия в строительстве плавбазы типа «Спасск», заместитель начальника техотдела Ю. В. Моравский переводится в технический отдел Главного управления «Дальрыба», начальника техотдела В. М. Денисова переводят в Диомидовский судоремонтный отдел главным инженером.
К техническому управлению производством пришли новые специалисты: П. В. Орлов — главный инженер, Н. Е. Иванцов — начальник технического отдела, П. К. Ипатов — начальник экспериментального цеха, В. М. Борисенко — начальник механосборочного цеха.
В 1964 г. сделана пристройка к механосборочному цеху, производственные цеха оснащались грузоподъёмными механизмами, другой техникой, облегчающей физический труд рабочих.
В 1965 г. к термоучастку пристроено ещё одно здание, в которое был переведён экспериментальный цех. Новое здание отличалось большой высотой, в нём были смонтированы грузоподъёмные механизмы и испытательный стенд. Теперь опытные образцы машин можно было испытывать прямо в цехе.
В экспериментальном цехе работало три бригады слесарей и одна бригада станочников. Бригады возглавляли опытные известные в то время бригадиры: М. И. Куликов, В. П. Дмитриев, Д. Е. Корнейчук, А. Т. Карташов.
В механосборочном цехе все работы, в основном, возглавляли высококвалифицированные специалисты-практики — В. Я. Мартынов, П. И. Козлов, А. М. Табаков.
1966 г. был напряжённым в производственной деятельности завода. Большие работы выполнялись по переоборудованию плавзаводов «Павел Чеботнягин», «Андрей Захаров», «Евгений Никишин», «Павел Постышев», осваивался ремонт импортных закаточных машин, изготавливалась большая партия поворотных кранов грузоподъёмностью 0,8т — КП-2.
Свои достижения (машины: разделки сайры ИРПС-2, разделки минтая РПДМ, срыва панциря с краба, разделки ходильных ног краба Н3-ИРКХН и ручную проволокообвязочную машину РПСМ) в проектировании и изготовлении технологического оборудования для обработки рыбы завод с честью показал на международной выставке «Современные средства добычи и обработки рыбы и морепродуктов» — «Инрыбпром-68» (6-20 августа 1968 г.) в г. Ленинграде.
Демонстрируемые на выставке станки имели огромный успех. Администрация выставки Инрыбпром-68 наградила завод почётным дипломом, а специалистов завода — медалями выставки.
В декабре 1969 г. в литейном цехе под руководством А. К. Стогния была введена в строй вторая вагранка по плавке чугуна. Возможности литейного производства значительно расширились.
Немного раньше была построена новая трансформаторная подстанция с надстройкой на два трансформатора по 630 кВА, которая ликвидировала на предприятии дефицит электроэнергии. В этот же период государственная комиссия приняла вновь построенный комплекс экспериментального цеха с инженерным корпусом. Строительство комплекса началось ещё в 1966 г. по проекту Дальгипрорыбпрома. Цех отвечал всем современным требованиям производства. Отопление цеха предусматривалось от котельной Первомайского судоремонтного завода. В цехе разместились три бригады слесарей, станочный участок с новейшим оборудованием, сварочный участок, в том числе участок сварки в среде аргона, участок покраски.
Рабочие получили в инженерном корпусе хорошие бытовые помещения с индивидуальными раздевалками и душевую.
На втором этаже разместилась столовая на 80 посадочных мест. Два верхних этажа заняли конструкторские подразделения Центрального проектно-конструкторского бюро (ЦПКТБ) «Дальрыбы». Создание ЦПКТБ «Дальрыбы» практически совпало с окончанием строительства экспериментального цеха на заводе.
В состав ЦПКТБ «Дальрыбы» вливается, ранее переданное «Дальгипрорыбпрому», ОКБ завода во главе с Ю. Ф. Паленко. Начальником ЦПКТБ «Дальрыбы» назначается Е. А. Зотов, переведённый на эту должность с должности начальника Находкинской БАМР, главным инженером — Г. Е. Чистяков.
Г. Е. Чистяков к этому времени зарекомендовал себя как опытный, инициативный и хорошо знающий рыбообрабатывающее производство специалист. Перед этим он около трёх лет проработал главным инженером на рыбокомбинате о. Попова, который был головной базой строящихся на о. Шикотан заводов по выпуску консервов из сайры. Он постоянно находился в командировках на Южных Курилах, участвуя в монтажных работах на консервных заводах, в наладке и пуске оборудования.
Создание ЦПКТБ «Дальрыбы» было не случайным. Рыбная промышленность Дальнего Востока к середине 60-х годов стала главным рыбным цехом страны. Так, например, в 1965 г. улов рыбы по бассейну составил 19,8 млн.ц, т.е. более 34,6% общесоюзной добычи. Ежегодный прирост добычи рыбы превышал 100 тыс.т.
В то же время продолжала отставать от добычи рыбообрабатывающая отрасль. Для механизации вновь создаваемых производств требовалось новое технологическое оборудование. Производством его на Дальнем Востоке занимались три машиностроительных завода: Владивостокский, Южно-Сахалинский, Хабаровский и небольшие цехи по изготовлению и ремонту простых механизмов для рыбообработки в городах: Находка, Петропавловске-Камчатском и Советская Гавань. Для централизованного обеспечения вышеперечисленных машиностроительных мощностей конструкторской документацией в г. Владивостоке в 1969 г., по решению главного управления рыбной промышленности Дальневосточного бассейна, создаётся ЦПКТБ «Дальрыба», которое вскоре (1970 г.), слившись с заводом, преобразовалось в НПО «Дальтехрыбпром».
Строительство на заводе не затихало. В начале 1969 г. подготовлена проектно-сметная документация на строительство девятиэтажного 54 квартирного дома по ул. Уманской, 7 (в 1979 году будет переименована в ул. Краева).
В декабре 1971 г. многие рабочие и служащие завода получили квартиры в новом доме.
На только что выстроенном убежище приступили к строительству двухэтажного здания для центрального склада завода. Строительство велось собственными силами и было закончено в рекордно короткие сроки. На месте временной постройки (деревянного склада) у литейного цеха в течение 1970 г. было построено двухэтажное блочно-кирпичное здание. В нём на первом этаже разместился заводской автотранспорт и ремонтная база для него, а на втором этаже — просторный модельный участок с необходимым оборудованием. Модельщики А. И. Тришкин и И. И. Мельник получили прекрасные рабочие места. К концу 1971 г. была запущена в работу индукционная плавильная печь.
Завод в этот период успешно работал, преодолевая трудности роста, решая задачи дальнейшего развития. Наращиваются темпы создания новой техники.
В частности, были изготовлены механизированные линии разделки краба для плавзавода «Василий Путинцев» и «Сергей Лазо». Для плавзавода «Иероним Уборевич» изготовлена линия разделки сайры, для лова кальмара изготовлено 120 кальмароловных лебёдок, для рыбокомбинатов «Посьет» и «Попов» — партия машин разделки кальмара. Изготовлен опытный образец электрокрана для рыбокомбинатов Приморья по проектной документации техотдела завода. Руководил проектированием крана Н. А. Жамков — конструктор и рационализатор завода.
Подводя итоги работы Владивостокского экспериментально-механического завода в 60-е годы, необходимо остановиться на работе завода по созданию оборудования для обработки крабов.
Ещё в конце 50-х годов на Владивостокском механическом заводе была разработана конструкторская документация и изготовлен сначала опытный образец, а затем запущен в серию станок Ермолина-Куприна для разделки крабовых конечностей. Но особенно плодотворной стала работа по созданию краборазделочной техники после перехода из Крабофлота в ЭКБ завода конструктора-изобретателя С. Е. Губаря и конструктора И. Я. Залуговского — недавнего выпускника ДВИМУ. Ими созданы десятки станков по обработке крабов, которыми были оснащены все краболовы. Можно с уверенностью сказать, что разделка конечностей краба была полностью механизирована: клещеносные конечности разделывались на машине ИРКЛ-3, ходильные конечности — на машине Н3-ИРКН, плечевые суставы — на машине ИКРР.
Кроме этого, были созданы машины для сортировки крабовых отходов на пищевые и непищевые (машины Н3-ИСТ), для доработки плечевых суставов (машина Н3-ИДР), для измельчения и перемешивания обрезков толстого, тонкого и других видов крабового мяса (машина Н3-ИКФ).
Экспериментальные образцы станков для разделки ходильных ног краба на выставке «Инрыбпром-68» были удостоены дипломов и медалей.
За создание краборазделочной техники главному инженеру проекта С. Е. Губарю, имеющему в своём активе 20 изобретений, в 1969 г. было присвоено почётное звание «Заслуженный изобретатель РСФСР», он был удостоен правительственных наград, стал персональным пенсионером республиканского значения. Звание «Заслуженный изобретатель РСФСР» было также присвоено И. Я. Залуговскому, а В. И. Белый был удостоен этого звания за разработку серии машин разделки рыбы.
Аппарат для варки крабовых ножек
Способ извлечения мяса из плечевого сустава крабовой ножки
Устройство для извлечения мяса из плечевого сустава крабовой ножки
Линия для разделки рыбы
Машина для разделки кальмара
Устройство для разделения куста крабовых конечностей
Устройство для поштучной подачи крабовых ножек в зажимы краборазделочных машин
Машина для разделки рыбы
Машина для разделки кальмара
Линия для разделки крабов на консервы
За копии патентов благодарим «Базу патентов СССР»