В далёком 1939 году, по решению правительства, «Учебно-опытный механический завод» (УОМЗ) Дальневосточного политехнического института был передан рыбной промышленности.
Завод стал именоваться «Владивостокский механический чугунно-литейный завод» Главного управления рыбной и зверобойной промышленности Дальневосточного бассейна «Главвостокрыбпрома».
Перед заводом была поставлена задача обеспечить рыбную промышленность Приморского края средствами механизации трудоёмких производственных процессов.
Располагался завод на территории бывшего торгового пассажа в районе Семёновского ковша (сейчас это Спортивная гавань) по ул. Пограничной, 3 и был достопримечательностью юго-западной части Владивостока.
Приземистый заводской корпус дореволюционной постройки с островерхой стеклянной крышей соседствовал с шумной гаванью, наполненной мелкими рыбацкими судёнышками, и не менее шумным колхозным рынком.
Правда, это здание завода совсем не соответствовало его назначению. Литейный, кузнечный и цех термической обработки располагались в полуподвальных, низких помещениях и имели крайне ограниченную кубатуру, что совершенно недопустимо для горячих цехов. Все материалы и готовая продукция хранились под открытым небом на территории двора из-за отсутствия складов.
Неприспособленность производственных помещений для нормальной работы и устаревшее оборудование полностью компенсировалось энтузиазмом и высоким научно-техническим потенциалом коллектива.
Созданный в 1924 году, для прохождения студентами ДВПИ производственной практики, завод и его первый директор, преподаватель технического факультета Дальневосточного университета инженер Сигизмунд Ипполитович Заграйский, привлекал для работы квалифицированные кадры и, прежде всего, преподавателей технического факультета.
Достаточно сказать, что завод работал в тесном контакте со сварочной лабораторией, которую возглавлял всемирно известный учёный Виктор Петрович Вологдин.
Завод за короткое время освоил и наладил выпуск пластинчатых конвейеров, оснастив ими за ряд лет порты, Госмельницу на Первой Речке и другие предприятия.
Конструкция конвейеров была разработана на заводе и превосходила зарубежные аналоги по надёжности в эксплуатации.
Как уже отмечалось, все работы курировались преподавателями ДВПИ. Очень часто бывал на заводе В. С. Соколов, превосходный конструктор и инженер.
Таким образом, Владивостокский механический завод Главвостокрыбпрома создан не на «голом» месте, а имел прочный технический фундамент.
Высококвалифицированные и инициативные инженеры — преподаватели ДВПИ — принимали деятельное участие в становлении завода уже в рыбацком статусе, а ряд выпускников ДВПИ, такие как В. Ф. Старжинский, И. М. Бадлак, С. И. Дрямов, Н. И. Ширяев и А. В. Шишмарев стали ведущими специалистами завода.
Впоследствии В. Ф. Старжинский вырос до начальника «Дальрыбы», С. И. Дрямов был откомандирован в Дальрыбвтуз (в период его организации) и долгие годы руководил кафедрой машин и аппаратов, перешёл на преподавательскую работу в Дальрыбвтуз И. М. Бадлак, А. В. Шишмарев и Н. И. Ширяев возглавили отделы в главке — технический и отдел главного механика.
С производственной программой коллектив успешно справлялся. На заводе первоначально трудилось менее 100 человек, главным образом, в одну смену.
Во время Великой Отечественной войны завод перешёл на изготовление военной продукции. В цехах завода отливались корпуса ручной гранаты, штамповались стальные чехлы для другого типа гранат, изготовлялись затворы к автомату ППШ, морские кортики, готовилась фурнитура для упаковочных ящиков под снаряды. В 1942 г. на заводе был организован дополнительный цех — цех восстановления двигателей и топливной арматуры. Появление военных заказов вызвало резкое расширение основного производства, внедрение серийного выпуска продукции. Наряду с военными заказами, завод в годы войны, по мере возможности, выпускал оборудование для рыбной промышленности: пластинчатые конвейеры, комбинированные питатели, траловые лебёдки, 15-тонные домкраты, цепи усиленные. Цех запасных частей для флота и сельского хозяйства производил капремонт оборудования.
В 1941 году руководил заводом Кацович, а главным инженером был Тюриков, затем директором завода стал Русецкий. В конце войны завод возглавил А. И. Усольцев.
К концу войны завод не только не ослабил свою производственную мощность, а добился, по сравнению с 1940 г., роста объёма производства почти на 40%. Среднесписочный состав завода увеличился с 90 до 172 человек.
Ведущими специалистами на заводе в годы войны были: заведующий производством А. Ф. Кузнецов, инженер-конструктор И. М. Бадлак, начальник цеха запчастей В. Ф. Старжинский, начальник станочного цеха В. И. Алабин, начальник литейного цеха С. А. Лебединский, начальник отдела техконтроля К. И. Басков, главный механик М. А. Шинкоренко.
В послевоенное время завод вновь приступил к выполнению заказов рыбаков Дальневосточного бассейна и, в первую очередь, Приморья. В конце 40-х, начале 50-х годов завод изготавливает гидравлические прессы для прессовки солёной рыбы при уборке её в тару. Конструкция гидравлического пресса была разработана Владивостокским отделением Гипрорыбпрома.
Пресс работал надёжно и эффективно. Имелось приспособление для автоматического выключения пресса по достижении заданного давления.
Ёмкость тары по рыбе для прессования — до 150 кг.
Конструкция станков для разделки скумбрии была разработана Богдановичем и Кустерским. С помощью этого станка рыба разделывалась на тушку с удалением внутренностей. Производительность станка была до 48 рыб в минуту, предельные размеры — от 260 до 400 мм.
В первой половине 50-х годов для разделки скумбрии был сконструирован и изготовлен ещё один станок, авторами которого явились В. Ф. Старжинский, в то время главный инженер Приморрыбпрома, и бригадир слесарей завода В. Н. Лебедев.
В эти годы заводом изготовлялись такие необходимые рыбакам механизмы как: траловые лебёдки, механические мясорубки, фаршемешалки, котлетные станки, мельницы для помола специй, электрожомы, подъёмные краны, рыбонасосы и др. Постоянно расширялась номенклатура выпускаемых изделий. В 1947 году завод приступил к изготовлению запасных частей к технологическому оборудованию, освоил и начал выпускать самые сложные виды топливной аппаратуры к импортным судовым двигателям.
Постоянно пополнялся станочный парк завода, происходила замена устаревшего оборудования. В ноябре 1946 года Приказом начальника Главприморрыбпрома, В. Ф. Старжинский назначается главным инженером завода.
В этот период начальником планово-технического отдела назначен инженер И. Н. Ширяев.
В начале 1947 года директором механического завода становится Евгений Михайлович Тамм, бывший директор А. И. Усольцев переходит на другую работу.
Завод в первые послевоенные годы живёт обычной жизнью государственного предприятия страны советов.
Постоянно участвует во Всесоюзном Социалистическом соревновании, нередко завоёвывая призовые места.
На заводе не было ни одного цеха, ни одного рабочего и инженерно-технического работника, не участвующих в Социалистическом соревновании, а также не выполнявших производственного плана и взятых Социалистических обязательств. Лучшими производственниками среди рабочих в то время были Коклюхин, Лобиков, Нечаюк, Баранов и многие другие.
На заводе была хорошо поставлена рационализаторская работа, которую возглавлял инженер-конструктор И. М. Бадлак. В 1947 году общая годовая экономия от внедрения рационализаторских предложений составила почти полмиллиона рублей — огромная для того времени сумма.
Ценный опыт работы с рационализаторами на заводе был известен тогда во всех Главных управлениях рыбной промышленности СССР.
Не всё, конечно, было гладко в производственной деятельности завода, существовали и трудности, которые осложняли работу.
Завод имел довольно обширную номенклатуру выпускаемых изделий, выполнял заказы по ремонту импортного оборудования, что требовало высокой квалификации и универсальных знаний от каждого работника завода, а оклады их были значительно ниже окладов работников промышленных предприятий, расположенных на территории г. Владивостока. Помимо этого, завод не мог обеспечить многих работников жильём. Так, например, из 200 человек, работающих на заводе, (данные 1949 г.) жильём, которое имел завод, могли воспользоваться всего 35 человек. Поэтому, в связи с указанными выше причинами, большим бичом для завода была большая текучесть кадров.
Положение завода усложнялось ещё и тем, что все оперативные и плановые задания, как со стороны главка, так и со стороны Министерства, как правило, не обеспечивалось должным образом ни технической документацией, ни требуемыми материалами. Все эти нарушения в заказах приходилось дорабатывать на заводе, не имея достаточного количества специалистов. Выпуск продукции вынуждены были осваивать в самые сжатые сроки, что вело к штурмовщине в работе завода, к понижению качества и удорожанию стоимости выпускаемой продукции.
В мае 1949 года, проработав около двух лет, ушёл с завода директор Е. М. Тамм.
В ноябре 1949 г. главный инженер В. Ф. Старжинский переводится главным инженером в Крабофлот.
Руководство заводом временно было поручено И. Н. Ширяеву. После вступления в должность директора В. А. Свитницкого И. Н. Ширяев назначается главным инженером завода.
В марте 1950 г. И. Н. Ширяев уходит с завода в аппарат Главприморрыбпрома.
Главным инженером завода был назначен С. И. Дрямов.
В июле 1953 г. приступил к обязанностям директора завода К. П. Зрелкин, впоследствии длительное время возглавлявший завод.
В сентябре 1953 г. С. И. Дрямов откомандировывается в Дальрыбвтуз, а на должность главного инженера завода назначается А. В. Шишмарев.
В 1954 г. приступил к управлению планово-производственным отделом завода П. И. Кирилюк, который как специалист имел на заводе значительный авторитет.
Необходимо отметить, что во время технического руководства заводом А. В. Шишмаревым большое внимание уделялось привлечению к решению вопросов производства специалистов высокого класса.
Производственно-технический совет под руководством А. В. Шишмарева, кроме заводских специалистов, включал и специалистов ведущих институтов Владивостока. От ДВПИ — старший преподаватель кафедры «Технология машиностроения» В. И. Леонтьев, доцент инженер-металлург Н. Д. Козлов, к.т.н. доцент Е. Б. Юровецкий, начальник механо-конструкторского отдела Гипрорыбпрома П. П. Иконников, доцент Дальрыбвтуза И. М. Бадлак.
В июне 1956 г. Шишмарев переводится в Главприморрыбпром начальником технического отдела. Главным инженером завода назначается А. Ф. Горовчук — начальник технического отдела завода.
Большой вклад в создание научно-технического потенциала Владивостокского механического завода внесли такие высокообразованные инициативные инженеры, как Е. Д. Чугунов, Л. М. Попов — начальник технического отдела в 1956-1958 гг., впоследствии один из ведущих конструкторов Дальрыбтехцентра, П. П. Вишневский — выпускник ДВИМУ 1956 г., начавший свой трудовой путь с инженера технического отдела и выросший до главного механика завода, впоследствии многие годы проработавший главный инженером Дальморепродукта.
Благодаря умелому и грамотному техническому руководству заводом, корни которого уходят в далёкие довоенные годы, на заводе была создана атмосфера творчества, поиска инженерных решений вопросов любой сложности.
На завод потянулись люди с творческой жилкой, с большим производственным опытом, которым не удалось на своей бывшей работе реализовать свои идеи по конструированию новых видов оборудования для обработки рыбы и морепродуктов. Это такие специалисты, как В. Куприн, ранее работавший главным инженером Крабофлота, П. Ермолин и Э. Попов — опытнейшие главные механики краболовов.
На Владивостокском механическом заводе, П. Ермолиным и В. Куприным уже в 1954 г. был сконструирован и испытан очень простой и надёжно действующий краборазделочный станок, в котором был применён гидравлический принцип удаления мяса из панциря передних конечностей краба. Этими станками впоследствии были оснащены многие отечественные краболовы.
На заводе реализовал свою идею механизированного срыва панциря краба новатор Э. Ф. Попов. Его станок в 1961 г. прошёл заводские испытания и был рекомендован к серийному производству.
После создания станка он на целых три года уехал на Адмиралтейский завод в г. Ленинград, чтобы участвовать в оборудовании нового плавзавода проекта 398 технологическими линиями.
О высоком научно-техническом уровне инженерных решений на Владивостокском механическом заводе при конструировании новых машин для обработки рыбы в 50-60-е годы можно судить по следующему факту: способ извлечения печени и икры из минтая, который использовался в станке конструкции Лебедева-Старжинского (защищён авторским свидетельством), только через 15 лет применили в своих разработках японские и немецкие конструкторы соответствующих машин.
Возвращаясь к текущим делам завода, необходимо отметить, что постоянно наблюдалось наращивание объёмов производства. В 1949 году завод в два с лишним раза превысил выпуск продукции довоенного 1940 г. На заводе осваивалась новая продукция — линии посола сельди, дозатор соли, роторная коптилка, различные редукторы.
В 1955 году в цехе запасных частей организуется бригада по ремонту закаточных станков. Началось освоение ремонта импортных закаточных машин ТРИО, Троер-Фокс, Америкен-Кен-Ко, Кирхайс. В этот же период на заводе организовываются: участок по ремонту и обслуживанию паросилового хозяйства рыбацких предприятий Приморского края, весоремонтный участок и участок по ремонту манометров. Бригады завода постоянно выезжают в командировки, ремонтируя котлы, приборы и весовую технику.
В начале 1956 г. собственными силами завода были выполнены работы по расширению электроцеха и его механизации, что позволило значительно увеличить текущий, средний и капитальный ремонт электромашин и перемотку электродвигателей для рыбокомбинатов Приморья.
Важным этапом в поступательном развитии Владивостокского механического завода в деле конструирования новых машин и механизмов для рыбообработки, следует считать организацию в 1956 г. эспериментально-конструкторского бюро (ЭКБ) и экспериментального цеха для разработки, изготовления, испытаний и доведения до «производственных кондиций» вновь создаваемой техники.
Эти подразделения завода разместились по улице Верхне-Портовой, 18, рядом со зданием Главприморрыбпрома.
Начальником ЭКБ вскоре после его организации в 1957 г. был назначен инженер-конструктор Юрий Федосеевич Паленко, молодой специалист, окончивший Дальрыбвтуз. Начальником экспериментального цеха стал А. К. Карпов ЭКБ и экспериментальный цех постоянно пополнялись молодыми специалистами из Дальрыбвтуза и опытными инженерами-конструкторами, рабочими с других предприятий.
В 1958 г. после окончания Дальрыбвтуза, был направлен на Владивостокский механический завод и оформлен в экспериментальное конструкторское бюро Геннадий Евгеньевич Чистяков, который впоследствии стал генеральным директором «Дальрыбтехцентра» и возглавил Совет директоров ОАО «Дальрыбтехцентр». Вместе с Г. Е. Чистяковым в ЭКБ пришли его однокурсники по институту Виктор Игнатьевич Белый, Екатерина Федотовна Белая, с последующих выпусков Дальрыбвтуза в ЭКБ были приняты Виктор Иванович Мейта, Тамара Васильевна Залуговская и другие, которые в дальнейшем выросли в видных специалистов и достойно заняли ведущие места в деле создания новой техники и её внедрения в рыбную промышленность.
В этот же период в ЭКБ из Крабофлота переходят Савва Ефимович Губарь и Иван Яковлевич Залуговский, после длительной и плодотворной работы ставшие Заслуженными изобретателями страны.
В экспериментальный цех приходят такие мастера своего дела, как слесарь Г. А. Пономарев, слесарь В. П. Дмитриев, токарь В. Т. Карташов.
В других цехах завода над выполнением заказов по изготовлению новых машин и оборудования трудились опытные работники, бригадиры слесарей В. Я. Мартынов, Кузьменко, М. Корнеев, М. И. Куликов, Д. Е. Корнейчук, И. Н. Козлов, В. М. Борисенко.
В марте 1957 г. в экспериментальном цехе по проекту ЭКБ была изготовлена стационарная льдодробилка производительностью 25 т/час.
Активное участие в её проектировании принимал инженер-конструктор Ю. Ф. Паленко.
В связи с освоением лова сайры в районе Южных Курил перед коллективом завода была поставлена ответственная задача — создать машину для разделки сайры. К выполнению этой работы подключились два творческих коллектива.
Первая группа — Ю. Ф. Паленко, В. И. Белый, Г. А. Пономарев — занялась созданием машины для разделки сайры на базе существующей импортной машины для разделки сельдевых рыб фирмы «Аренко», вторая группа — В. Ф. Старжинский, Г. Е. Чистяков, Б. Г. Рудник — предложила свой оригинальный метод разделки сайры.
Достаточно сказать, что конструкция нескольких узлов, созданной ими машины, была защищена авторскими свидетельствами, а сконструированная машина была в дальнейшем признана изобретением.
В результате творческого соревнования были созданы и поставлены на серийное производство два варианта машин: машина для разделки сайры однолинейная типа ИРМ, конструкции Паленко и Ко, машина для разделки сайры двухлинейная типа РПДМ, конструкции Старжинского и Ко. Машинами ИРМ и РПДМ оснащались как плавучие рыбозаводы, так и береговые рыбообрабатывающие комбинаты. При последующей эксплуатации этих машин на рыбообработке выявилось преимущество двухлинейной машины, которая на протяжении длительного времени модернизировалась и совершенствовалась.
Например, полуавтомат, созданный на базе этой машины РПДС-2М (ИРПС), предназначался для разделки сайры при производстве консервов. Он выполнял следующие операции: отделял головы и зачищал внутренности, порционировал рыбу для укладки в банку. Предварительная сортировка рыбы по размерам не требовалась. Производительность — 120-180 рыб/мин. Обслуживало машину 4 человека.
В 1956 году завод изготовил шесть рыборезок на экспорт в Северную Корею. Начальник технического отдела Л. М. Попов был откомандирован в КНДР для наладки и внедрения их в производство. Кроме того, в этом же году завод изготовил 31 наименование нестандартного оборудования для рыбоконсервных заводов Корейской народно-демократической республики.
В 50-е годы завод продолжал работать ритмично, постоянно перевыполняя план. Ежегодный прирост производства составлял в среднем свыше 10%.
На заводе постоянно в эти годы планировалось и осуществлялось внедрение новой техники.
Так, в 1957 г. трудоёмкий ручной труд по резке тонколистового металла был механизирован внедрением виброножниц. Внедрение на заводе системы сжатого воздуха позволило ввести в эксплуатацию высокопроизводительный пневмоинструмент, а также применить термические печи на жидком топливе.
В 1959 г. устаревшие станки старых моделей были заменены новыми, была проведена модернизация станочного парка.
Внедрён прогрессивный метод раскатки цилиндров гильз вместо шлифовки, это позволило значительно повысить качество.
Впервые освоено изготовление поршневых колец двигателей внутреннего сгорания методом термофиксации.
По предложению конструктора технического отдела Н. А. Жамкова, сконструирован и изготовлен трехшпиндельный оплёточный станок для реставрации старого и обмотки нового провода при ремонте электромашин.
Вообще, рационализаторская работа на заводе постоянно оставалась на высоком уровне.
Нельзя не отметить большую и трудоёмкую работу, которую начал коллектив завода в конце 50-х годов, приняв деятельное участие в строительстве заводов по выпуску консервов из сайры на острове Шикотан.
Основная часть нестандартного технологического оборудования для консервных заводов, включая станки для разделки рыбы, пирсовые краны, изготавливалась, монтировалась и запускалась в работу специалистами нашего завода. Некоторые слесари после монтажа остались в Малокурильске жить и работать (Ю. И. Карака и другие).